В чем удобство табличного представления информации. Урок-лекция по информатике на тему "табличные модели"

1. В чем состоят преимущества и недостатки табличного представления баз данных?2. В чем состоят преимущества и недостатки представления баз данных с

использованием формы?3. Что такое запись и что такое поле в базе данных?4. Поля каких типов могут присутствовать в базе данных?5. Существует ли разница между базой данных и СУБД?6. Какие приложения могут выполнять функции простой СУБД?

Помогите,пожалуйста с тестом по информатике! Это срочно! Даю 30 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных,содержащая:
а)законодательные акты
б)Сведения о кадровом составе учреждения
в)Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это...
а)Страница классного журнала
б)Каталог файлов,хранимых на диске
в)Расписание поездов
г)Электронная таблица

б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица

б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
а) Неоднородная информация(данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация(данные только одного типа)

8. Значение выражения 0,7-3>
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных(СУБД) - это...
10. Модель отражает:


д) Все существенные признаки
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую

в) Моделирующего субъекта;цели моделирования и моделируемого объекта

13. Рисунки,карты,чертежи,диаграммы,схемы,графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные



Помогите, пожалуйста с тестом по информатике! Хоть что-то! Это срочно! Даю 40 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных, содержащая:
а) законодательные акты
б) Сведения о кадровом составе учреждения
в) Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это.. .
3.Примером иерархической базы данных является
а) Страница классного журнала
б) Каталог файлов, хранимых на диске
в) Расписание поездов
г) Электронная таблица
4.Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:
а) Неупорядоченное множество данных
б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица
5. Поля реляционной базы данных
а) Именуются пользователем произвольно с определенными ограничениями
б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
6.Структура реляционной базы данных меняется при удалении:
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
7.В записи реляционной базы данных может содержаться:
а) Неоднородная информация (данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация (данные только одного типа)
в) Только текстовая информация
г) Исключительно числовая информация
8. Значение выражения 0,7-3>2 относится к следующему типу данных:
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных (СУБД) - это.. .
10. Модель отражает:
а) Все существующие признаки объекта
б) Некоторые из всех существующих
в) Существенные признаки в соответствии с целью моделирования
г) Некоторые существенные признаки объекта
д) Все существенные признаки
11. При описании отношений между элементами системы удобнее всего использовать информационную модель следующего типа:
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую
12. Понятие модели имеет смысл при наличии:
а) Моделирующего субъекта и моделируемого объекта
б) Цели моделирования и моделируемого объекта
в) Моделирующего субъекта; цели моделирования и моделируемого объекта
г) Цели моделирования и двух различных объектов
д) Желания сохранить информацию об объекте
13. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные
г) Графические информационные
д) Иерархические информационные
14. Суть основного тезиса формализации состоит в принципиальной возможности:
а) Представления информации на материальном носителе
б) Передачи информации от одного объекта к другому
в) Обработка информации человеком
г) Хранение информации в памяти компьютера
д) Разделение объекта и его обозначения

1. В чем состоят преимущества и недостатки табличного представления баз данных?2. В чем состоят преимущества и недостатки представления баз данных с

использованием формы?3. Что такое запись и что такое поле в базе данных?4. Поля каких типов могут присутствовать в базе данных?5. Существует ли разница между базой данных и СУБД?6. Какие приложения могут выполнять функции простой СУБД?

Помогите,пожалуйста с тестом по информатике! Это срочно! Даю 30 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных,содержащая:
а)законодательные акты
б)Сведения о кадровом составе учреждения
в)Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это...
а)Страница классного журнала
б)Каталог файлов,хранимых на диске
в)Расписание поездов
г)Электронная таблица

б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица

б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
а) Неоднородная информация(данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация(данные только одного типа)

8. Значение выражения 0,7-3>
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных(СУБД) - это...
10. Модель отражает:


д) Все существенные признаки
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую

в) Моделирующего субъекта;цели моделирования и моделируемого объекта

13. Рисунки,карты,чертежи,диаграммы,схемы,графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные



Помогите, пожалуйста с тестом по информатике! Хоть что-то! Это срочно! Даю 40 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных, содержащая:
а) законодательные акты
б) Сведения о кадровом составе учреждения
в) Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это.. .
3.Примером иерархической базы данных является
а) Страница классного журнала
б) Каталог файлов, хранимых на диске
в) Расписание поездов
г) Электронная таблица
4.Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:
а) Неупорядоченное множество данных
б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица
5. Поля реляционной базы данных
а) Именуются пользователем произвольно с определенными ограничениями
б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
6.Структура реляционной базы данных меняется при удалении:
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
7.В записи реляционной базы данных может содержаться:
а) Неоднородная информация (данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация (данные только одного типа)
в) Только текстовая информация
г) Исключительно числовая информация
8. Значение выражения 0,7-3>2 относится к следующему типу данных:
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных (СУБД) - это.. .
10. Модель отражает:
а) Все существующие признаки объекта
б) Некоторые из всех существующих
в) Существенные признаки в соответствии с целью моделирования
г) Некоторые существенные признаки объекта
д) Все существенные признаки
11. При описании отношений между элементами системы удобнее всего использовать информационную модель следующего типа:
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую
12. Понятие модели имеет смысл при наличии:
а) Моделирующего субъекта и моделируемого объекта
б) Цели моделирования и моделируемого объекта
в) Моделирующего субъекта; цели моделирования и моделируемого объекта
г) Цели моделирования и двух различных объектов
д) Желания сохранить информацию об объекте
13. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные
г) Графические информационные
д) Иерархические информационные
14. Суть основного тезиса формализации состоит в принципиальной возможности:
а) Представления информации на материальном носителе
б) Передачи информации от одного объекта к другому
в) Обработка информации человеком
г) Хранение информации в памяти компьютера
д) Разделение объекта и его обозначения

Структура и правила оформления таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.

Тебе хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Правильно оформленная таблица имеет структуру:

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк или граф.
  4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
  • \(?\) - данные неизвестны;
  • × - данные невозможны;
  • ↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того, чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

  1. Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
  2. Уточнить структуру таблицы;
  3. «Заселить» таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Договоримся подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линиями.

Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные .

Простые таблицы

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Общий вид таблиц типа ОС:

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов количества рассматриваемых свойств.

В этой таблице приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты: «Владимир», «Кострома», Переславль-Залесский» и «Гусь - Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из \(3 - 4\) строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице \(2.2\) города могут быть перечислены в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок»: строки превратить в графы, а графы - в строки.

Таблица типа «объекты - объекты - один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Таблица типа ООО может быть «повёрнута на бок» строки превращены в графы, а графы - в строки.

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Сложные таблицы

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» (ООН)

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООН:

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет трехъярусную структуру.

Информация — это сведения, получаемые из окружающего нас мира. По форме представления различают числовую, текстовую, графическую, звуковую, текстовую и видеоинформацию. Также удобной формой для представления информации является табличная. На вопрос, в чем состоит удобство табличного представления информации, можно смело ответить, что именно в такой форме все компактно организовано и нет лишнего текста, поэтому можно быстро находить нужные значения.

Таблица для представления информации характеризуется своим названием, содержанием ячеек, количеством строк и столбцов с их названиями. Основными элементами табличного представления являются записи — это строки, которые содержат данные различного типа и чаще всего относятся к одному объекту; поля — это столбцы, которые, как правило, содержат данные одного типа; реквизиты — это конкретные значения, которые находятся в ячейках представляемой таблицы.

Для того, чтобы привести информацию к табличному представлению, нужно произвести анализ всей информации и определить объекты, о которых пойдет представление, выделить их свойства и отношения между собой. Далее определить общее количество нужных столбцов и порядок их расположения, назначить наименования для этих столбцов и выбрать порядок размещения строк так же с назначением наименований. После чего можно размещать реквизиты или данные по ячейкам таблицы.

Урок в 7 классе по теме

«ТАБЛИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.

СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ»

учитель информатики

МОУ «Средняя школа № 8»

г. Торжка

Тверской области

Кукушкина Наталья

Константиновна

Торжок, 2010.

Цели урока :
1. сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся составлять табличные информационные структуры;
2.формировать умения и навыки создания таблиц;
3.формировать навыки работы с информацией.;
4.развивать потребность нахождения рациональных способов решения задач.
Задачи урока:
Воспитательная - развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Развивающая - развивать память, внимательность, логическое мышление.
Учащиеся должны знать что такое модель, моделирование, называть типы моделей, знать понятие информационной модели, называть виды информационных моделей, знать структуру таблицы. Уметь представлять информацию в виде таблицы, оформлять таблицы, объединять ячейки таблицы.

План урока:

Этапы урока

Время (мин.)

Приемы и методы

1. Организационный момент.

Сообщение учителя

3. Изучение нового материала.

Сообщение учителя, записи на доске и в тетрадях, лекция в сопровождении презентации

4. Закрепление нового материала.

Работа за компьютером

5. Выполнение практических заданий на компьютере

Работа в группах

5. Домашнее задание.

Запись в дневниках или в тетрадях

6. Итог урока.

Сообщение учителя

Тип урока: обучающий.

Форма урока: урок - путешествие.

Оборудование:

  1. рабочие места учеников (персональный компьютер),
  2. рабочее место учителя,
  3. интерактивная доска,
  4. мультимедийный проектор,
  5. мультимедийная презентация.

Материал к уроку :

  1. презентация «Табличные информационные модели» (Приложение 1),
  2. карточки практической работы «Табличные информационные модели» (Приложение 2),
  3. карточки «Техника безопасности» (Приложение 3).


Ход урока.


Организационный момент.


Учитель : Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаю всех в путешествие по стране МОДЕЛИРОВАНИЕ. Перед вами карта нашего маршрута (слайд 1) . Нам необходимо побывать на всех островах этой страны и оставить там хорошее впечатление о себе у местных жителей. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность, практические навыки работы на компьютере. Итак, попутного вам ветра!


Изложение нового материала.

Учитель : А путешествовать по океану логично в лодках. Вот и наши парты сегодня превращаются в лодки. Сегодня мы с вами рассмотрим табличные информационные модели, рассмотрим основные правила построения таблиц, научимся строить эти таблицы. Итак, начинаем наше путешествие. И первый остров – «Табличные информационные модели» .

Одной из наиболее часто встречающихся структур информационных моделей является таблица.

Таблицы составляют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми свойствами (слайд 2) .

Укажите объекты и одинаковые свойства объектов

Ответ: объекты – девушки, они одеты в национальные костюмы (слайд3).

С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях (слайд 4) .

Только в школьной практике вам приходится встречаться с массой таблиц. (вопрос учащимся: привести примеры) . Расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблица Менделеева, таблицы физических свойств веществ и т.д .(слайд 5 – 10).

Информация в таблицах упорядочена по какому - принципу, например в классном журнале – в алфавитном порядке фамилий учеников; расписание занятий - по дням недели и номерам уроков. Эта упорядоченность позволяет быстро находить нужные сведения (слайд 11).

В табличной информационной модели объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы.

Учитель : А мы покидаем остров «Табличные информационные модели» и отправляемся на остров «Структура и правила оформления таблиц».

Чаще всего мы пользуемся прямоугольными таблицами.

Простейшая таблица состоит из строк и граф (столбцов). В верхней строке таблицы располагаются заголовки граф (слайд 12) .

Правильно оформленная таблица имеет следующую структуру:

Наименование граф (головка)

Наименование строк (боковик)

ЯЧЕЙКА

строка

графа

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблицы:

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации (слайд 13 ).
  2. Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений (слайд 14 ).
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф (слайд 15 ).

  4. ? – данные неизвестны;

´ – данные невозможны;

¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки (слайд 16 ).

Таблица 1 Домашняя библиотека

Номер

Название

Год

Полка

Беляев А.Р.

Человек – амфибия

1997

Кервуд Д.

Бродяги севера

1991

Тургеньев И.С.

Повести и рассказы

1982

Олеша Ю.К.

Избранное

1987

Беляев А.Р.

Звезда КЭЦ

1990

Толстой Л.Н.

Повести и рассказы

1986

Беляев А.Р.

Избранное

1994

Таблица 2 Погода

День

Осадки

Температура (градусы С)

Давление (мм.рт.ст)

Влажность (проценты)

16.03.2007

Снег

17.03.2007

Без осадков

18.03.2007

Туман

19.03.2007

Дождь

20.03.2007

Без осадков

(информационная модель процесса изменения состояния погоды)

Для того, чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

1. выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;

2. уточнить структуру таблицы;

3. "заселить" таблицу, перенеся в нее информацию из текста.

Договоримся, подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линией.

Например, Столица Франции – Париж.

«Столица» мы подчеркнем двумя чертами, слово «Франции» - одной чертой, слово «Париж» - пунктирной линией (слайд 17).

Любую структуру данных можно свести к табличной форме. (пример на слайде) Приведение информации к табличной форме называется нормализацией данных.

Учитель : Жители этих двух островов отдали нам в подарок свои знания, теперь мы плывем по направлению острову «Физкультминутка»

Учитель: Ну а жители следующего острова «Физкультминутка» очень любят заниматься плаванием, так как живут у самого берега моря. И они предлагают поплавать и нам (слайд 18).

К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой.

Учитель: Вот мы отдохнули! А теперь снова за дело. Жители острова «Практикум» целыми днями сидят за компьютером, и для нас они приготовили практическое задание. Но они не пустят нас на свой остров, пока мы с вами не вспомним правила техники безопасности при работе за компьютером (слайд 19).

Учитель: Молодцы, ребята, вспомнили правила, ну а теперь вы можете приступить к выполнению практической работы. Задания лежат около компьютеров.

Выполнение практической работы.

Учитель: Жителей этого острова «Эстафета» захватили пираты – нам необходимо их освободить. Мы должны выполнить задания, которые они нам предлагают и тогда они освободят их. Я думаю, нам это удастся (слайд20).

Учитель делит учащихся на микрогруппы и предлагает следующие правила игры.

  1. За каждым учащимся группы закреплен номер.
  2. Я зачитываю задание и называю номер участника эстафеты, который должен выполнить задание.
  3. Идет обсуждение в группе не более 30 сек.
  4. Участник выполняет задание.
  5. За каждое правильное выполнение задания 1 балл.

Задания:

  1. Открыть программу
  2. Создать таблицу Быстрым способом 3столбца-4 строки
  3. Удалить последний столбец
  4. Объединить 2 ячейки 1 строки
  5. Удалить последнюю строку
  6. Ввести свое имя
  7. Эту ячейку закрасить в красный цвет
  8. Удалить всю таблицу.

Учитель: Мы выполнили все задания пиратов. Жители этого острова не разочаровались в нас и благодарят за их освобождение. Итак, мы отправляемся дальше. И следующий остров – «Домашнее задание».

Учитель: А пока наши лодки будут плыть по направлению к острову «Домашнее задание», пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

Подвести итоги. Обобщение пройденного материала:

  1. С какими информационными моделями мы сегодня с вами познакомились? (табличные информационные модели)
  2. В чем состоит удобство табличного представления информации? (Информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима )
  3. Назовите правила оформления таблиц.

(1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.

  1. Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  2. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф.
  3. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
    ? – данные неизвестны;

´ – данные невозможны;

¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки ).

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомились с табличными информационными моделями, рассмотрели правила построения таблиц, научились строить эти модели.

Д/З

Учитель: Итак, наше путешествие подходит к концу и мы не были только на одном острове – «Домашнее задание». Жители этого острова рекомендуют нам записать домашнее задание: §2.5, пункт "Структура и правила оформления таблицы", рабочая тетрадь, задания 28, 29, 30,31 (слайд21) .

Учитель : Спасибо за урок. Все свободны (слайд 22) .