Первый информационный барьер был преодолен в. Шпоргалки по "теории коммуникации"

Информационный барьер

Информационный барьер

Информационный барьер - препятствие, мешающее оптимальному протеканию информационных процессов. Различают:
- объективные информационные барьеры, возникающие и существующие независимо от человека;
- субъективные информационные барьеры, создаваемые источником информации; и
- субъективные информационные барьеры, возникающие за счет приемника информации.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Информационный барьер" в других словарях:

    информационный барьер - Совокупность различных препятствий, возникающих на пути распространения и использования информации. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход.] Тематики защита информации EN information barrier … Справочник технического переводчика

    Концепция «информационных барьеров» была разработана академиком В. М. Глушковым. Она символизирует противоречие между информационными запросами общества и техническими возможностями их обеспечения. Существует три информационных барьера … Википедия

    Информационный барьер - совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходимых документов и т.п.), к рые стоят на пути распространения информации … Педагогический словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с разделением источника и приемника информации во времени. Чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее он преодолевается. Синонимы: Исторический… … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный разветвленной, иерархической структурой системы управления, которая удлиняет пути прохождения документов. Синонимы: Ведомственный информационный барьер См. также: Информационные барьеры Иерархическая структура … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий вследствие удаления источника и приемника информации друг от друга в пространстве. Синонимы: Географический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный несовпадением толкований одних и тех же слов, терминов и символов разными людьми. Синонимы: Терминологический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Термины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный незнанием либо слабым знанием языков. Синонимы: Национально языковый информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с тем, что разные государства по разному регулируют информационно документационные процессы. См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий между отдельными людьми или социальными группами из за наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать причиной острых… … Финансовый словарь

Счастье – это когда нас понимают! В наше время развитых современных технологий существует огромное количество способов найти и получить ту или иную информацию.

"Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что
хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и
отказываются верить в то, что им не нравится".
Скилеф

Появляется все больше разнообразной литературы, практически каждому доступен Интернет, и стоит ли говорить о телевидении, журналах, радио! Мы привыкли к обилию информационного потока, это наша жизнь.
При этом, получая гигабайты информации каждый день, самым интересным и полезным оказывается обсуждение этой информации – общение! Кстати, через общение человек получает еще больше информации, чем через СМИ. И благодаря речи обогащает свои знания.
Общение сейчас принято называть модным словом – коммуникация (лат. communicatio, от communicare - делать общим, связывать, общаться). Умение общаться или коммуникативность играет большую роль в жизни каждого человека – на работе, в семье, среди друзей.
В любом общении – деловом, личном, в публичных выступлениях важным аспектом является понимание. Ведь, если нас не понимают, фактически мы говорим зря. Приведу курьезный пример недопонимания:
Французский писатель Виктор Гюго однажды отправился за границу.
– Чем вы занимаетесь? - спросил у него жандарм, заполняя специальную анкету.
– Пишу.
– Я спрашиваю, чем добываете средства к жизни? - уточнил свой вопрос пограничный страж.
– Пером.
Так и запишем: «Гюго - торговец пером», - удовлетворенно сказал жандарм.
Со всеми нами порой случаются подобные истории.
Так давайте разберемся, почему же нас иногда не понимают окружающие!
В основах непонимания, лежат так называемые информационные барьеры. Для начала дадим простое определение: информационный барьер – преграда, мешающая принять нужную информацию. Барьеры оказывают большое влияние на полноту передаваемых сведений.

Американский социолог Г. Лассуэл предложил такую модель процесса коммуникации:
1. Кто - коммуникатор (оратор - тот, кто передает и формирует сообщение)
2. Что - сообщение (информация)
3. Как - способ передачи сообщения, канал
4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
5. Зачем - с каким эффектом, эффективность (чего желаем добиться)
Согласно этих 5 элементов и предлагаю разобраться в причинах непонимания.

1. Кто.
- Оратор внешним видом, поведением и речью не вызывает доверия. Например, если слушатели – дети и вы предстали перед ними в строгом темном закрытом костюме, всем своим видом показываете холодность и говорите заумными словами – они будут вас слушать, но скорее от страха и понимания не получится.
Решение: научиться использовать приемы, располагающие к себе аудиторию. Строить речь, вызывающую доверие.

  • Невнятная, тихая, монотонная речь. Когда оратор монотонно «бубнит себе под нос» кажется, что он даже сам себя не понимает.

Решение: речь должна быть четкой, громкой и хорошо поставленной.

  • Нет логики и полноты информации. Когда в речи потеряна логическая цепочка, человек начинает додумывать или придумывать недостающую информацию самостоятельно.

В начале первой мировой войны британский офицер, проходивший службу в Африке, получил депешу от командования: "Объявлена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе ". Спустя несколько дней офицер отрапортовал: "Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского еврейской национальности. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоянии войны ".
Решение: всегда четко знать к чему ведем слушателя, не уводить слушателя от цели речи, научиться соединять начало речи с замыслом и логически подводить к выводу.
Давать полную информацию, избегать обрывочных неполных сведений.

  • Нет образности, эмоционального запечатления. Речь наполнена только логикой, цифрами, доказательствами. Такую речь называют сухой. Очень важно учитывать, что не все люди мыслят с помощью логики. Есть еще образное мышление.

Решение: обогащать речь примерами (собственными, соседей, известных людей)., афоризмами, анекдотами, притчами. Избегать монотонности и сухости.

  • Оратор говорит слишком быстро. Удивительно, но это играет большую роль в понимании. Слушающие люди, могут просто не успевать за нашей мыслью. Сознание быстро перегружается и аудитория либо отвлекается, либо засыпает.
  • Оратор говорит слишком медленно – слушатели успевают додумывать наши мысли до того, как мы их произносим. Им становится скучно, и они находят себе какое-нибудь развлечение, перестают слушать.

Решение: скорость речи должна быть средней, примерно 120 слов в минуту.

  • Очень длинные предложения. Оратор использует сложные обороты с большим количеством соединительных слов: ибо, потому что, т.к., в одном предложении. Такая речь не только совсем не запоминается, но и просто теряет смысл для слушателя. Человек не успевает проследить за большим количеством оборотов, теряется.

Решение: необходимо максимально упрощать речь. Предложения должны быть короткими, от 5 до 9 слов. Если не получается упростить предложения, можно разделять их смысловыми паузами.

  • Речь носит анонимный характер. Постоянное употребление в речи анонимов – она, они, оно – приводит к большому непониманию. Слушатели перестают понимать кто такие «они» и почему «оно» «с кем-то» «как-то» «где-то».
  • Решение: называйте вещи своими именами. Употребляйте названия, имена. Обозначайте место, происходящих событий. Персонифицируйте предметы.

4. Кому.

  • Забыли про аудиторию. Иногда бывает и такое. Оратор увлекся своей речью, с жаром и пылом говорит и не замечает, как ведет себя аудитория. Не видит, слушают его или нет, понимают или нет.
  • Решение: наладить контакт с аудиторией, быть на «одной волне». Вести речь с помощью риторического диалога с аудиторией.
  • Тема и способ подачи не информации не близки людям.

В лесу известны все дела:
Орлу на уровне орла,
Грачу на уровне грача,
Сычу на уровне сыча.
А что там знает воробей,
Не представляю, хоть убей!

  • Решение: говорить на языке, привычном для слушателя. Принцип подобия.

5. Зачем.
Нет или забыта цель речи. Речь всегда носит какой-то замысел, цель. Ведь мы говорим не просто так, а для чего-то. Очень важно не забыть об этом во время выступления. Например, лектору в университете необходимо прочитать лекцию, обучить. Студентам она кажется скучной, и они легко уводят преподавателя от темы разнообразными «невинными» вопросами. Казалось бы, всем хорошо, но лекция не прочитана и цель не достигнута.
Решение: «не распыляться». Если пришли агитировать – агитируйте, убеждать – убеждайте! Набросайте предварительно план речи и старайтесь его придерживаться.

Итак, общение, общение и еще раз общение! Постарайтесь учитывать все эти пять элементов в своей речи и вас всегда поймут! Вы сможете достучаться до сознания слушателя и добиться речью желаемого результата.

Учитесь говорить красиво. Учитесь говорить профессионально. Успехов вам!

Разрабатывалась психологом К. Левиным, предложившим новый термин "привратник" (gatekeeper). Во время Второй мировой войны он ставил эксперименты по переориентации населения на более дешевые сорта мяса (субпродукты). И тогда домохозяйка, которая отбирает, из чего будет дома готовить обед, стала для него "привратником", принимающим решение, что именно попадет в дом.

Теория может быть соотнесена с процессом выбора новостей. "Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей. Он может изменять, транслировать, расширять, повторять, изымать информацию, т.е. манипулировать ею. Исследования Д. Уайта показали, что реально используется только 10% новостных сообщений. В целом понятие "привратника" поколебало восприятие информационных систем как открытых. Для рекламы и PR данная модель позволяет более четко представить себе не только аудиторию СМИ, но и тех, кто работает с ней. Создаваемое сообщение должно нести в себе характеристики, нужные и тем и другим.

Теория искажения новостей

В структурных построениях новостей Т. ван Дейк и В. Кипч выделяют макроструктуры, которые организуют этот тип дискурса в единое целое. Они пишут: "Макроправила - это и правила редукции информации, и правила ее организации. Большие последовательности сложных семантических структур, таких, как предложения, изображения, пейзажи, сцены и действия, не могут быть должным образом обработаны без обращения к каким-либо структурам более высокого уровня. В процессе понимания текста мы не имеем доступа ко всем уже прочитанным предложениям. То же относится и к нашему пониманию повседневных событий и действий, многочисленные детали которых могут быть восстановлены по памяти только частично. Однако, если большие последовательности семантических структур такого рода могут быть сведены с помощью макроправил в несколько иерархически организованных макропозиций и если такие макроструктуры являются достаточной базой для дальнейшего понимания дискурса, событий или действий, тогда может быть выполнена исключительно сложная задача упорядочивания огромного количества семантических данных".

Выделяются также интересные маркеры смены темы, с помощью которых в информационное сообщение могут вводиться новые эпизоды:

  • - Изменение возможного мира: X... отмечал, делал вид... что...
  • - Изменение времени или периода: На следующий день... На следующий год...
  • - Изменение места: (тем временем) в Сочи...
  • - Ввод новых участников.
  • - Вторичный ввод уже известных участников средствами полных именных групп.
  • - Изменение перспективы или точки зрения.
  • - Различный набор предикатов (смена фрейма или сценария).

В другой своей работе "Анализ новостей как дискурса" Т. ван Дейк выделяет схему, в соответствии с которой упорядочивается новостное событие:

  • краткое содержание;
  • обстановка;
  • направленность;
  • осложнение;
  • развязка;
  • оценка;

Отдельной темой является использование метафор, которые играют особую роль в обработке информации человеком. Дж. Лакофф и М. Джонсон объясняют эту роль тем, что в основе коммуникации лежит та же схема, что и в основе языка. Авторы предлагают выявлять автоматические схемы действия с помощью анализа языка, в первую очередь метафор. Мы моделируем мир, например, с помощью представлений, что большее и хорошее согласуется с понятием верх, а не низ. "Все эти ценности глубоко укоренились в нашей культуре. "Будущее будет лучше" - утверждение прогресса. Для утверждения "В будущем будет больше" в качестве особых случаев можно указать накопление товаров потребления и повышение заработной платы. "Ваш статус должен повыситься в будущем" - утверждение карьеризма (продвижение по служебной лестнице). Эти утверждения согласуются с нашими пространственными метафорами, а противоположные им утверждения с ними не согласуются. Поэтому можно предположить, что наши культурные ценности существуют не изолировано друг от друга, а должны образовывать согласованную систему вместе с.метафорическими понятиями, в мире которых проистекает наша жизнь. Мы не утверждаем, что все культурные ценности, согласованные с метафорической системой, реально существуют; мы утверждаем лишь то, что те ценности, которые реально существуют и глубоко укоренились в культуре, согласуются с метафорической системой".

- 402.50 Кб

XX век.

Теория двухступенччатой коммуникации. Лазарсфельд – основополжник. Согласно ей на первой ступени комууникации – идеи распространения от средств коммуникации к лидеру мнений, т.е самой авторитетной части группы а от неё – к менее активной массе.

Теория заговора и молчания (спирали молчания)

основополжник - Элизабет Ноэль-Нойман. человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования). «Парадокс голосования» согласно которому многие не уччаствуют в выборах полагая что их голос ничего не решает.

Теория диффузий инноваций. основоположник – Эверетт Роджерс. Зависимость массовой коммуникации от широкого окружения понимается как процесс распространения новшеств ччерез коммуникационные каналы в течение определённого времени, когда важно убедить критические 5% аудитории.

Теория информационных барьеров. основоположник – курт левин. Теория носит преимущественно прикладной характер и может быть отнесена к процессам выбора новостей. В ее основе лежит предположение, что прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них «ворот» (аналог Цензуры), которые в свою очередь управляются некими «контролерами».

культурологическая теория массовой коммуникации. Герберт Герберт Макклюин.

Мозаиччность культуры создана при помощи СМИ. Информирование создаёт иллюзию осведомлённости о многом в мире, но не может заменить систематичческого в образовании.

9. Процессно-информационные модели модели коммуникации. Модель коммуникации Гарольда Лассуэлла.

Модели, описывающие коммуникацию в рамках процессно-информационного подхода называются процессно-информационными.

В самом общем виде можно выделить 3 базовых конструкции коммуникации: линейную(односторонне взаимодействие без обратной связи), интеракционную (предусматривает наличие обратной связи между источником и получателем, когда последний описывает встречные сообщения исходному источнику), трансакционная (постоянный равноправный диалог, в котором два взаимодействующих субъекта взаимно заинтересованы и выступаю попеременно в качестве источников и получателей информации).

В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

кто?

Сообщает что?

По какому каналу?

кому?

С каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.

Вопрос с каким намерением? - ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.

Ответ на этот вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации - благоприятной, неблагоприятной или нейтральной - осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.

Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.

Ответить на вопрос используя какую стратегию? - значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения цели (в нашем случае - результативной коммуникации). Стратегия - это не только определение Перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения.

Плюс: сообщения могут быть вербальными и невербальными, источниками и получателями информации могут быть индивиды, соц. группы, массы и т.д

Минус: модель линейная, нет обратной связи.

10. Процессно-информационные модели коммуникации. Математическая модель Шеннона и Уивера.

Она основана на анологиис телефонной связью. Предположим, что два человека, щ живающие в разных странах, говорящие на разаых языках и плох понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры|" по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смодй лировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели: источник - это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение - передаваемая информация; телефонный передатчик - кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод - канал; телефонный приемник (второй аппарат) - декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник - человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.

Понятие избыточности - повторения элементов сообщения для Предотвращения коммуникативной неудачи - чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков.

Согласно Шеннону, избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же с* нала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух-многоканальной коммуникации.

Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от держания (смысла) передаваемой информации, сосредотачиваясь, целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передаете важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки ния Шеннона, информация - противоположность энтропии (л оса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (щ этом Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень неопределенности - возникает «информационный шум»).

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появление возникло представление о скорости и количестве передаваемой и* формации. Однако модель Шеннона-Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична - отражает преимущественно технически способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;

л, она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; а. коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует. Преимущественно техническая ориентация данной модели до сих пор вызывает дискуссии среди специалистов о ее применимости к изучению межличностной коммуникации.

11. Модель коммуникации Джорджа Гербнера.

В 1956 ГОДУ предложил обобщённую модель коммуникации. Спецефической чертой данной модели является то, что она преобретает различные формы в зависимости от того какой тип коммуникативной ситуации описывается.

Модель подразумевает что человеская коммуникация может рассматриваться как объективный. избирательный и слабо предсказуемый процесс. А система человеческой коммуникации это открытая система.

Достоинства подхода – появление важного для коммуникации компонента связи между миром событий и миром сообщений.

Вербальное описание схемы напоминает расширенную Ласуеловскую модель.

1.Некто

2.Воспринимат какое-либо событие

3. И РЕАГИРУЕТ

4)В данной ситуации

5)Путём использования некоторых средств

6)Чтобы создать доступный материал

7)В той или иной форме

8)И в контексте

9)Передающий содержание

10)С определёнными последствиями

Основные элементы: Е – событие – некоторый элемент внешнего по отношению к коммуникатору мира, который отбирается из этого мира с тем чтобы стать предметом для коммуникации и породить сообщение

М – центральная фигура модели (коммуникатор), кот. формирует представление о событии (Е1) и на этой основе создаёт сообщение о передаче (SE).

Е1 – воспринятое событие, т.е образ события в сознании коммуникатора

SE – сообщение о событии, созданное коммуникатором на основании восприятия события и существующее как единство формы (S) и содержание (E)

простейший треугольник Гербнера имеет 2 измерения:

Горизонтальное измерение – измерение восприятия. Показывает ччто первым этапом формирования сообщения является отбор коммуникатором некоторого события которое производит определённое воздействие на органы чувств. Отбор события носит субъективный характер.

Вертикальное измерение (может быть названо коммуникативной). автор назвал измерением значений и контроля. Это второй этап порождения коммуникации, на котором реализуются отношения между коммуникантом и первичным продуктом коммуникации-сообщением. Здесь отбор также важен. Сначала есть отбор средств, затем способа передачи смысла сообщения.

Плюсы: её универсальность, позволяющая описать как межличностную и межгрупповую, так и организационную и массовую коммуникацию. Во-вторых разделение коммуникативного процесса на фазы позволяет точно выделить специфику и факты, влияющие на характер взаимодействия. Фиксация на таких значимых параметрах как отбор, доступность, контексты и т.д часто позволяет понять социально-политическую природу взаимодействия

минусы: не выявлены коммуникационные шумы, сказывающиеся на эффективном взаимодействии.

Он не обращается к проблемам кодирования сообщения, генерирования. гербнер считает, что сообщение и событие эквивалентны, однако восприятие сообщения не равно восприятию события.

12. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба.

Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет следующий вид:

Возникают следующие виды ориентации: А по отношению к X, А по отношению к В, В - к Х и В - к А. Общей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное. Кстати, в области этих отношений лежит известное высказывание "Враги моих врагов - мои друзья". Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация - к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.

13. Общая харак-ка семиотич.подхода.

Семиотический подход в своёй основе опираеться на понимание коммуникации как взаимодействие опосредованного знаком,знаков. системмами и кодами. В зависимости от выбранного канала: в качестве каналов могут выступать вербальные средства, невнрбальные средства(громкость,интонации,поза..) Материал.предмет –украшения,предметы, аксессуары.

Отличие семиотического подхода от процессно-нформационного:

1) если центральн.понятие процессного подхода-это информация,то центр.понятие семиотич.-знак.

2) Особое внимание удиляеться рецепиенту и тексту,а также процессу декодирования информации.

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".

Движение документированной информации во времени и пространстве предполагает наличие источника и приёмника. Если между ними возникает информационное напряжение, то появляется информационный (документный) поток. Однако при этом между источником и приёмником информации могут возникнуть информационные барьеры , мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.

Что представляют собой информационные барьеры? Каким образом их можно классифицировать?

В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:

а) барьеры, создаваемые источником, и

б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.

В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:

1. Пространственные (географические) барьеры . Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.

2. Временные (исторические) барьеры . Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.

3. Государственно-политические барьеры - тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.

4. Режимные барьеры - ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.

5. Ведомственные и бюрократические барьеры . Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.

6. Экономические барьеры - связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.

7. Технические барьеры - возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.

8. Семантические (терминологические) барьеры - появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.

9. Языковые (национально-языковые) барьеры - обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.

10. Идеологические барьеры - возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.

11. Психологические барьеры - связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.

Понятия «документирование» методы и способы документирования.

Документирование - это фиксация информации на материальном носителе, т.е. процесс создания документа. В случае, если этот процесс регламентируется, возникают официальные документы. Поэтому в делопроизводстве термин "документирование" и определение этого понятия стандартизованы. Согласно "ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (М., 1998. С.2)", документирование - это "запись информации на различных носителях по установленным правилам". В свою очередь, правила документирования определяются как "требования и нормы, устанавливающие порядок документирования". Правила документирования устанавливаются либо правовыми нормативными актами, либо выработаны традицией.

Документирование может осуществляться на естественном языке (в этом случае создаются текстовые документы) или на искусственных языках (документы на машинных носителях, обеспечивающие обработку информации с помощью электронно-вычислительных машин).

Запись информации на материальном носителе осуществляется с помощью специальных средств документирования, начиная от простейших (ручка, карандаш и т.п.) и заканчивая электронными средствами. В зависимости от используемых средств различаются способы документирования и типы создаваемых документов.

С помощью простых орудий создаются рукописные письменные документы, изобразительные документы и графические документы. При использовании фототехники создаются фотодокументы, кинотехники - кинодокументы. Звукозаписывающая техника позволяет создавать фоно(аудио)документы, компьютерная техника - документы на бумажном носителе, а также электронные документы.

Развитие русского письма.

2. Орфография русского письма развивалась в сторону все более последовательного применения фонематически-морфологического принципа. Принцип этот требует одинакового написания фонем, а также морфем слов, даже если произношение их изменяется в различных грамматических формах слов.

3. Применение этого орфографического принципа развивалось в русском письме за счет фонетического принципа (написание слов в соответствии с их современным произношением), преобладавшего на первых этапах бытового русского письма, а также за счет историко-традиционного принципа (написание слов в соответствии с их произношением в прошлом), господствовавшего в книжном церковнославянском письме.

4. С особенной остротой встал вопрос о выборе фонетического или фонематически-морфологического принципа (в качестве основного) к середине XVIII в. в связи с развитием выпуска книг нового гражданского содержания, набираемых новой реформированной азбукой. В защиту фонетического принципа выступил В.К. Тредиаковский, предлагавший перейти с письма «по корням» на письмо «по звонам» (т.е. в точном соответствии с произношением). Интересно отметить, что в случае последовательного проведения предложения В.К. Тредиаковского русский алфавит пришлось бы пополнить несколькими дополнительными буквами, в частности буквами для редуцированных (ослабленных, неопределенных) гласных, встречающихся в русских безударных слогах. Сторонником фонематически-морфологического принципа был в XVIII в. М.В. Ломоносов, разработавший основы современной русской орфографии.

5. В современном русском письме, в результате работ А..X. Востокова, Н.И. Греча и других филологов, фонематически-морфологический принцип является господствующим, хотя применяется он недостаточно последовательно, сочетаясь иногда с принципами фонетическим и историко-традиционным. Примером применения фонетического принципа в современном русском письме может служить правило написания приставок «раз», «без», «воз» перед глухими и звонкими согласными.

Стенография

Одновременно с появлением письменности возникла проблема ускорения записи человеческой речи, поскольку скорость произнесения слов примерно в 5-6 раз быстрее их письменного изображения. Обычным письмом можно записать 15-20 слов в минуту, тогда как живая речь может произноситься со скоростью около 100 слов в минуту и выше. Не случайно ещё в древности стали предприниматься небезуспешные попытки приблизить скорость письма к устной речи. Так возникла стенография (от греч. "stenуs" - узкий, тесный и "grapho" - пишу). В Древней Греции она была известна уже в 350 г. до Р.Х. Однако первое известное в истории применение стенографии относится к 63 г. до Р.Х., когда скоростным письмом была произведена запись речи римского сенатора Катона. Изобретателем латинского стенографического письма стал Тирон - раб знаменитого римского оратора Цицерона, исполнявший обязанности его литературного секретаря. В честь изобретателя латинская стенография получила название "тироновых нот".

На первых порах стенография была словной, т.е. каждому слову соответствовал свой знак, который нужно было запомнить. Первоначально число таких знаков составляло около 5 тыс., а в дальнейшем достигло 13 тыс., что весьма затрудняло практическое использование стенографии.

Выход был найден в изобретении в начале 17 в. буквенной системы, автором которой стал англичанин Уиллис. Именно буквенная система стенографии получила впоследствии достаточно широкое распространение во многих странах мира. На протяжении нескольких столетий было создано множество разновидностей этой системы, которые в конечном счёте сводятся к двум основным - геометрической и курсивной . В основу первой положены прямая линия, точка, круг и его части, а в основу второй - овал и части букв обыкновенного быстрого письма.

В буквенной системе стенографии каждой букве соответствует свой стенографический знак. Вместе с тем широко используются приёмы идеографического, слогового, словного и даже фразового письма. В последнем случае стенографический знак выражает часть фразы или даже целую фразу. Стенография, таким образом, по-своему отражает все основные этапы развития письма.

В России скоростное письмо было известно также достаточно давно: в Новгороде и Пскове - в 15-16 вв., в Москве - в 16 в. при первых Романовых. Однако первая оригинальная алфавитная система стенографии, построенная с учётом особенностей русского языка, появилась лишь в 1858 г. (система Иванина). Вскоре была сделана и первая публичная стенографическая запись в России - на диспуте 19 марта 1860 г. между академиком М.П.Погодиным и профессором Н.И.Костомаровым на тему о происхождении Руси. Во второй половине 19 в. стенография стала использоваться студентами, некоторыми писателями, журналистами, учёными. В частности, стенографическим способом были записаны романы Ф.М.Достоевского "Игрок", В.Крестовского "Петербургские трущобы", часть "Основ химии" Д.И.Менделеева и др. Определённый прогресс в развитии стенографии в начале 20 в. был связан с появлением и работой в России Государственной Думы. Для записи её заседаний было создано специальное стенографическое бюро, состоявшее из нескольких десятков человек.

С приходом к власти большевиков внимание к стенографии существенно усилилось, прежде всего со стороны государства. В 1925 г. была проведена Всесоюзная конференция стенографов, в 1920-е годы в СССР издавался журнал "Вопросы стенографии", тогда же были созданы Высшие государственные курсы стенографии. Впоследствии стенография преподавалась в ряде советских школ и вузов. В стране работали десятки тысяч стенографов.

За полторы сотни лет активного использования стенографии в России было издано множество книг, учебников по этой прикладной дисциплине. На материале русского языка было создано свыше ста различных вариантов стенографических систем. Все они в конечном счёте являлись разновидностями уже упоминавшихся двух основных систем, сложившихся во второй половине 19 века - геометрической и курсивной. В 1933 г. ВЦИК своим постановлением ввёл в РСФСР Государственную единую систему стенографии (ГЕСС), в основу которой была положена курсивная система Н.Н.Соколова.

Изучение стенографии весьма трудоёмко, требует постоянной практики, а работа стенографа является очень напряжённой. К тому же расшифровка текста, записанного условными символами, занимает много времени. К этому следует добавить, что стенографическая запись не в состоянии передать в точности произнесённый текст. Попытки перехода в середине 20 столетия к машинной стенографии не дали желаемых результатов. В настоящее время с развитием автоматизированных средств документирования стенография оказалась практически вытесненной из процесса создания служебных документов, хотя в ограниченных масштабах продолжает ещё кое-где использоваться.